Центр трудоустройства студентов и выпускников

Секреты выживания в коллективе

У вас интересная работа с достойной оплатой, умный и демократичный начальник, комфортный офис и дорога не занимает больше часа. О таком можно только мечтать. Но все чаще вы замечаете, как при мысли о работе у вас портится настроение и возникает желание все бросить и уволиться. Что происходит и как найти выход из создавшейся ситуации?

Как научиться общаться с коллегами

Одна из наиболее часто встречающихся причин недовольства работой — плохие отношения с коллегами. Черты характера, разные точки зрения, недопонимание, конкуренция, желание коллеги решить за ваш счет свои личные задачи — все это держит в постоянном напряжении, обижает и может закончиться срывом и желанием поменять работу. Но где гарантия, что на новом месте вы встретите идеальный коллектив?

Общение подразумевает участие двух сторон, и, если оно неконструктивно, свою часть ответственности несет каждый из участников. Попробуйте начать изменения с себя, и вы увидите — обстановка вокруг вас станет другой. Настроение заразительно, особенно если оно плохое, то быстро передается окружающим. Подумайте, с каким выражением лица вы входите в офис утром? А разговариваете с этой неприятной коллегой? Попробуйте улыбнуться и тон голоса сделать помягче — может быть, и коллега окажется не такой уж неприятной? Преодолеть общий негативный настрой можно, распространяя хорошеенастроение, доброжелательно относясь к окружающим и соблюдая правила конструктивного общения:

  1. Всегда будьте вежливы. Как ни странно, этим простым правилом в рабочей обстановке многие пренебрегают.
  2. Оказывайте поддержку окружающим, отмечайте положительные моменты в работе, не забывайте про комплименты. Только обязательно делайте это искренне.
  3. Контролируйте, как вы говорите — интонацию, тембр, выражение лица.
  4. Критикуя коллег, говорите только о поступке, результатах работы, но не о личности.
  5. Избегайте силового давления на человека, которого вы хотите в чем-то убедить. Это приведет к обратному эффекту и обострению взаимоотношений, так как естественная реакция любого человека — сопротивление давлению.
  6. Стремитесь прояснить разногласия в момент их возникновения, не ждите, пока они перерастут в застарелый конфликт.
  7. Умейте вежливо отказать и говорить «нет». Безотказность делает уязвимым.

Помните, что испортить отношения гораздо легче, чем восстановить. Старайтесь избегать резких выражений, категоричных оценок, неуместных замечаний и неконструктивной критики. Но не стоит впадать и в другую крайность. Нередко происходит подмена рабочих отношений личными, когда от коллег мы требуем понимания, уважения и любви. И когда этого не получаем — обижаемся. Наступает разочарование, мы испытываем массу отрицательных эмоций. Есть хорошее правило: на работе мы работаем, а не дружим. Не стоит ждать от сотрудников больше, чем они могут, да и должны дать. Поддержание добрых отношений с коллегами во избежание проблем не должно переходить определенных границ.

Есть хорошее правило для сотрудников: на работе мы работаем, а не дружим

Все это поможет вам создать более комфортную атмосферу на работе и осознание личных границ — своих и чужих. У вас должно быть четкое представление о своих должностных обязанностях и обязанностях других сотрудников, чтобыне выполнять за других их работу, но и не перекладывать на кого-то свою. Рабочее место должно быть вам удобно. Комфортное ощущение могут создать личные вещи — небольшие милые безделушки, фотография, цветок в горшке и т. п. Еще один универсальный совет: если у вас есть ощущение, что ваша работа — это по большей части отрицательные эмоции, попробуйте взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. С позиции ваших оппонентов, например. Или глазами того, кто сейчас не имеет работы. Это поможет вам осознать, что проблема в вашем восприятии. И ваши внутренние рамки не позволяют увидеть ситуациюв ином, более мягком свете. Возможно, тогда все проблемы на работе покажутся просто мелкой мышиной возней, на которую не стоит тратить время и силы.

 

Анна Мухина, психолог, карьерный консультант, руководитель отдела «Карьерного консультирования» ЦТР «Гуманитарные технологии»
Справочник карьериста — 2012–2013

http://www.vedomosti.ru/careerist/2013